13.08.2013 в 13:53
Пишет LAW:

Про "Дом, в котором" Мариам Петросян
В наше время всем приходится нелегко.
Подростки живут в мире, который терроризируют экстремисты;
взрослые живут в мире, который терроризируют подростки
Роберт Орбен


Сегодня дочитала «Дом, в котором» Мариам Петросян и пишу обещанный Сигрид отчет (кстати, друзья, спасибо за ту ветку и спойлеры, все прочла, очень помогло). Начинала читать еще год назад, но как-то оборвалось, ибо слишком тяжело было читать про больных. Что я могу сказать – это не «проект». Не книга для коммерческого успеха или что-то в таком роде. Я верю в правдивость истории о лежавшей долгое время рукописи и о счастливом случае, который и стал причиной ее напечатания.
Эта книга вызывала массу противоречивых чувств, временами ее невозможно читать спокойно, но и оторваться - невозможно. Хотелось вскочить с места, бегать по квартире (вокзалу, поликлинике, всем местам, где я это читала), кому-то что-то доказывать, кричать, убеждать, бить кулаком о стену.
Но давайте по порядку. Что мне понравилось в книге? Стиль… Прекрасно написано. В некоторых местах мне хотелось схватить карандаш, желательно, красный, и начать обводить цитаты, жаль нельзя - читала с ридера. Автор очень тонко чувствует психологию, подмечает очень важные вещи, которые ты раньше вроде бы подсознательно и сам понимал, но вот вербализировать не мог.
А теперь о плохом… Читать это было неимоверно больно. Там показаны ценности, противоположные моим. Да и просто НЕ МОЕ это все – эти деления на стаи, эти «ты с нами или с ними», эта «необщабельность» с кем-то «не из твоей стаи», эти «против кого дружить», эти думы типа «А я фазан? А я все еще фазан или уже нет?» Хотелось кинуть чем-нибудь тяжелым, и не в Курильщика, который думал эти мысли, а в его окружение из четвертой, ставшее причиной таких мыслей. Иногда, честное слово, все это напоминало детский сад: «Забирай свои игрушки и уходи из моей песочницы!» Это дико и мне очень чуждо. Любое деление на стаи, травля кого-то, дружба против кого-то – мне чужды. Нет, я, конечно, читала у Кураева, что отношения подростков похлеще концлагеря, но такое…
Очень неоднозначное отношение к героям, это первая книга, когда они четко делятся на два лагеря – те, кто понравились, и те, кто нет.
Те, кто понравились:

Крыса.
Близкий и понятный образ. В чем-то даже узнавала себя – например, в нежелании носить одежду с рукавами после того, как сделала татуировку. Еще год назад, когда мы только начали делать рукав, я сказала Сергею, что носить длинные рукава теперь – настоящее преступление! :)
Ее «фишка» с зеркальными кулонами на шее, которые она называла «мои глаза». Потрясающе близко. Страх реальности, жизни, боязнь увидеть картину целиком, замкнутость в себе, возможность смотреть лишь фрагментарно… Не думала, что в каких-то книгах вообще О ТАКОМ пишут, и вот, как гром среди ясного неба. Дело в том, что я тоже, если сильно волнуюсь, или боюсь реакции собеседника, или просто мне некомфортно – я выбираю некий фрагмент во внешности человека (родинку, кулон, манжету, прядь волос, пальцы) – и смотрю только на него. Мне так легче. А увидеть лицо, образ в целом… страшно, ибо кажется что увидишь что-то такое, с чем потом не сможешь жить.
Ну и, конечно, мне понравилась бритва под ногтем, царапины на чужой спине и ее тяга к Теме. То просто мимими))) Прям дико жалею что не была на 120.

Македонский.
У этого персонажа очень правильное, очень, я бы даже сказала, православное отношение к чудесам. Он не кичится, не гордится, не использует свою власть. Он ставит себя ниже всех, хотя мог бы править миром. Хрустальный мальчик, фарфоровый принц. Добрый Ангел, жалеющий бездомных собак... И его очень жалко. И еще очень его МАЛО в книге, хочется больше.

Курильщик.
Самый человечный из всех. Самый понятный. Самый адекватный. Самый… нормальный. Мнение о Курильщике у меня полностью совпадает с мнением Сигрид – вроде бы и хочется его стукнуть за это его вечное непонимание того, что происходит, но в то же время осознаешь, что это тебе в нем тоже близко, и эта злость – скорее злость на себя. Курильщика хотелось защитить. Вот просто встать и заслонить своей широкой грудью от всех проблем. Очень понравилась инициатива Ральфа с его запиранием в Могильнике – чтобы стая не выжила. Он ведь самый уязвимый, не привыкший к законам Дома, не понимающий, что творится, пытающийся разобраться, но в ответ поучающий подколы или непонятные загадки… Его общение с Четвертой просто до зубовного скрежета напоминает анекдот: «Вася, а ты дурак! – А почему? – А не скажу!»
Неудивительна его дружба с Черным – это просто был единственный человек, который разговаривал с ним НОРМАЛЬНО, по-человечески, который относился к нему как к Личности, остальные же относились к Курильщику как к функции. Этакая версия «Тупой Новичок – забавный зверек, давайте почешем об него свое ЧСВ, а он пусть послужит нам и нашему интересному миру прекрасным фоном». И правда, зачем его просвещать? Все ж и так хорошо, он своим непониманием и глупыми вопросами, своим смятением и мыслями, которые, я уверена, слышала вся стая, создает прекрасную атмосферу и делает наши жизни еще загадочнее и интереснее. А мы можем слушать это и пафосно страдать на тему «ему не понять, как нам сложно, ему вообще нас не понять!» А потом, когда наигрались и все это перестало «прикалывать» – решили избавиться, да жаль Ральф не позволил. Меня так и мучил постоянно вопрос – а почему его не выгнали раньше??? Они ж все такие умные, кучу жизней на Изнанке прожили, все понимают, людей видят… Тем более когда это не слишком уверенный в себе мальчик с кучей тараканчиков. Так почему? Да их это веселило, вот почему! Развлекались они так, точно также, как с Черным, когда доводили его насчет собаки. Вот эта сцена просто перевернула все во мне. КАК ТАК МОЖНО? Изверги какие-то. Не могу не привести тут цитату Цветаевой: «Слушай и помни: всякий, кто смеется над бедой другого, — дурак или негодяй; чаще всего — и то, и другое. Когда человек попадает впросак — это не смешно; когда человека обливают помоями — это не смешно; когда человеку подставляют подножку — это не смешно; когда человека бьют по лицу — это подло. Такой смех — грех».
Курильщик просто говорит о том, что видит. Называет вещи своими именами. Так в чем его преступление, в чем его вина, скажите мне?????
Народная мудрость гласит, что если что-то выглядит как собака, лает как собака, кусает как собака, то, скорее всего это и есть… Что? КОНЕЧНО СОБАКА! Он видит, что Рыжая ведет себя как человек непотребного поведения (ходит голая при парнях, неряха, встречается с одним, любя другого) и просто говорит о том, что видит. Откуда ж ему знать, что это «Лучший из монстров Дома»??? Сфинкс еще врезать ему хотел за Рыжую, а за что, спрашивается, за что?

Табаки.
Мудрый и веселый Хранитель времени, маг и волшебник со всеми его шестеренкам, пуговичками, вещами… Такое ощущение, что у него есть ключ от вех дверей, карта всех дорог. Ну и он тоже более-менее нормально относился к Курильщику, брал его с собой, не бросал.
Черный.
Крепкий, здоровый почти психически человек с четкой целью, пусть и сомнительной.

Стервятник.
У него лучшие отношения со своей Стаей, он мудр и прозорлив. А его желание вернуться к Максу просто вышибает слезу – это так близко, так понятно… Невозможность жить тут без человека. Тоже как в цитате: «Почему ты продолжаешь любить мертвых? – Ну что ж делать, если мои мертвые гораздо лучше и ближе живых». Обычные люди погорюют и утешатся, «вернутся к жизни», а следы умершего постепенно будут теряться, будет угасать память о нем… Стервятник же верен своей привязанности к брату, для него все было как вчера… КАЖДЫЙ ДЕНЬ - ПЕРЕЖИВАТЬ ЭТО КАК ВЧЕРА. Это какую же измочаленную душу надо иметь, какую силу и какую слабость… Но в этой слабости – тоже сила. Он самый сильный из героев. Он… Он как Герда из сказки, которой помогал Сам Бог, за которую олень просил финку – мол дай ей силу 12 богатырей, а финка отвечала – нет, брат, прости, я не могу сделать ее сильнее чем она уже есть. Это так подкупает, это так искренне, так по-настоящему… И тоже есть в этом что-то глубоко религиозное, на мой взгляд. Веришь во вмешательство Высших сил в жизнь Стервятника, вот веришь и все. Ведь такая тотальная невозможность смириться с утратой, такой траур говорит о настоящей, всамомделишней любви. Ведь если ты смирился, пережил, если ты сейчас вот без него МОЖЕШЬ – значит, не так сильно и любил. Тебе просто было «приятно» с человеком, а потом точно также будет приятно с другими. Это мое мнение. Кто правда любит – не смириться с потерей НИКОГДА, не заменит одного человека другим, не будет жить абсолютно счастливо пока его любимый непонятно где и неизвестно что с ним, пока невозможно пообщаться с любимым, сделать что-то вместе, просто быть с ним рядом, чувствовать его. В любовь «на расстоянии» я не верю, простите. Это все равно, что любить человечество, лежа на диване. Любовь деятельна, она толкает тебя каждый день узнавать, интересоваться, что с ним и как он. А если это невозможно? Представляете, КАКАЯ это боль… В конце он получает от часов Табаки шестеренку и становится счастлив. Зная, кто такой Табаки, легко догадаться, что он сделает с шестеренкой. Он как никто заслужил исполнения своей мечты, просто потому что ни на миг не переставал верить и был готов в любой момент занять место брата. Я очень рада за этого героя. У него сбылась судьба, «случилась» его душа и его жизнь. И все было правильно, не смотря на чудовищные страдания. Смотря на таких людей, вспоминаешь книгу Иова и в какой-то момент даже понимаешь смысл жизни и всего, что с тобой происходит. И перестаешь хотеть от этого бежать, перестаешь хотеть, чтобы тебя прекратили мучить вот прямо сейчас, как я всегда хочу сделать.
Персонажи, отношение к которым нейтральное:

Русалка.
Мягкая и женственная, красивая, свитерочки вяжет, негатива не вызывает, но… Просто, женские Образы в Доме, на мой взгляд, имеют существенный недостаток – они опять все связаны с любовями и парнями. Сами по себе девушки не особо существуют, и это обидно. Каждая из них – чья-то девушка, или девушка всех сразу, как Длинная Габи, каждая в кого-то влюблена… Брррр, кошмар. И Русалка – как раз такой апофеоз женского образа. Тихая гавань, блин. Чуткая и всепонимающая. Еще и всепрощающая поди-ка. Человек-Уютные-Тапки. Девушка-Плед. Надоело, не хочу!!! Я все же как полный дурак продолжаю верить, что женщина может быть интересной, умной и привлекательной (не в том смысле), оставаясь при этом Женщиной, а не уподобляясь мужчине. Но в обществе упорно поддерживается мысль, что все клеевое и интересное у мужиков, а грязные ползунки и рюшечки – удел баб, поэтому выбор прост – либо маскулинезироваться, либо смиряться вот с такой русалочьей ролью (и это еще лучшее из возможного!). Не хочу такой выбор! Хочу уважения женщины наравне с мужчиной, и без коней и изб, без того, чтобы она «в бою» показала, что не уступает мужику и тем самым просто доказала что такой же мужик, а может и лучше.

Слепой.
Я его не понимаю. Ну вот вообще. Ну вот совсем. Человек из осколков других людей, Горбач ведь был во многом прав насчет него… Такой тихий-тихий, а сам насилует волю людей и не ощущает ни малейшей вины!!! Чуть не увел Сфинкса на другую сторону против его воли, заточил Крестную… Последний поступок был просто ужасен. КАКОГО ЧЕРТА?!! Какого черта он решает за других, даже если эти другие ему неугодны? Даже если эти другие готовились совершить хорошо продуманную подлость? Да кем он себя возомнил??? Господом Богом? Вот так взял и отобрал чужую жизнь. Да ладно бы просто отобрал – заточил человека в своем мире, откуда ему не выбраться никогда! Превратил в ужасное существо!!! И потом, поступок с Помпеем! Он убил его! Вот тут тоже Курильщик выглядит самым адекватным, ибо никто из Дома кроме него не считал Слепого убийцей. Но, зеленые елки, он им был!! Курильщик просто отказался от эвфемизмов и назвал вещи своими именами.
Однако… мне стыдно в этом признаться, но его поступок со Сфинском меня ОЧЕНЬ впечатлил и даже покорил. Это его мягкое, ненавязчивое предложение… «Мы можем пойти в Кофейник, а можем пойти в другое место, где ты поспишь и отдохнешь прежде, чем мы поговорим»… Змей-Искуситель. Сфинкс не выбрался бы потом из этого прекрасного «другого места», что сразу же почуял и предпочел Кофейник.
Но, зеленые елочки… как он был ПРЕКРАСЕН в этот момент…
Понимаете, я такой человек, который искренне полагает, что любовь дает каждому право решать за двоих. За обоих. Вот так вот просто дает и все. Просто потому что. И его желание перевести Сфинкса насильно продиктовано тем, что ему просто НЕ ВСЕ РАВНО, и что он без Сфинкса не может. А все эти «Ну, я его люблю, конечно, но пусть он как-нибудь вот сам решит, а я если что слиняю в любой момент… а может ему с другими лучше…» Как-то это… не то. Вот не могу объяснить – но не то, не то… Когда любишь – точно знаешь, что не будет с другими лучше, просто потому что ты это чувствуешь внутри себя, чувствуешь, что можешь и хочешь сделать для человека ВСЕ и больше, и возможное, и невозможное, и что другим и не снилось. И дело не в том, что ты такой хороший, крутой и офигительный, а другие все хуже тебя. Дело в том, что само это чувство, сам Другой, которого ты любишь – меняют тебя, заставляют быть лучше, выше, быть таким, каким ты и не мечтал быть! Дело в том, Что уже живет в тебе, дышит, толкает на поступки. И это порождено твоим любимым, а он для тебя самый лучший, значит и это – самое лучшее. Значит, ты сможешь, сумеешь, и лучше будет именно С ТОБОЙ, а не с кем-то, кто моет и обращаться-то не умеет с человеком.
КАК ВООБЩЕ МОЖНО ОТДАТЬ своего любимого человека другому? Основываясь на такой глупости как то, что с другим ему будет лучше??? Если ты думаешь так – недостаточно любишь. Не готов, не хочешь, не можешь. Хочешь просто поразвлечься, приятно провести время, получить плюшки и ништячки от человека и все, но в то же время затраты себя на это кажутся слишком большими и ты думаешь – а, да ладно, пусть с другим будет, другой больше готов вкладываться, а я тут в сторонке посижу, раз за эти ништячки надо платить так дорого. Уступаю право покупки другому, а сам найду чего повыгоднее. Я так это вижу. Простите все, кто думает иначе (наверное, весь земной шар). Любовь – это когда берут в охапку и ведут куда надо, а не когда стоят и ждут, пока он что-то там решит... И не надо мне про свободу. А может он вообще не может решить сам? Может это слишком тяжело? Что плохого в том, чтобы поверить и позволить? Глупый Сфинкс, какой же ты глупый…
Как же ты не понял, что остальное - все потом. Потом можно и отпустить. Потом поговорить, выяснить… Но потом, потом, потом… В любви нельзя упускать момент. Нельзя «бакланить», нельзя ждать. Должно быть доверие. Совершенное. Абсолютное. Почему Сфинкс не поверил ему? «Это моя жизнь, моя мир, я хочу прожить свою жизнь»… Глупости какие!!! Как это все мелко по сравнению с… ну да, с возможностью быть ВОТ НАСТОЛЬКО вместе с другим. Ой, какие у меня не православные мысли… Неправильные. Но я так чувствую сейчас. Что ж поделать. Видя такое поведение, от восторга хочется пищать просто. Проклятый я виктим… В общем, отношение к герою очень неоднозначное и неясное. И Да, и Нет, и понимание того, что Нет тут правильнее Да, но Да сильнее Нет. И дыхание захватывает. Как-то так. А еще он не терпит потери контроля, а я обожаю тех, кто не терпит такого. Обожаю.
Слепой может быть каким угодно, совершить квинтиллион грехов, но он ЛЮБИЛ Сфинкса. По-настоящему. По правде. Вот любил и все.
Но он все равно маньяк и не прав, вот! :) :)
Про остальных напишу позже и так простыня) Продолжение следует!



URL записи

@темы: книги